Загадки про осень
Загадки появились в самые древние времена, и представляют собой некий тайный язык, иносказание, речь с загадочными оборотами. Такую речь часто использовали охотники, чтобы не спугнуть удачу, а позднее торговцы и скоморохи. Из некого ритуала для выращивания удачного урожая или прибыльной торговли, загадки постепенно превратились в средство развлечения. У многих народов осенью, по окончании сельскохозяйственных работ, проводились «вечера загадок», когда старшие загадывали младшим загадки про осень, о погоде, о явлениях природы, об урожае. Современные педагоги используют детские загадки для развития ума: гибкости и образности мышления, логики, быстроты умственных реакций, памяти.
Детские загадки про осень
Листья желтеют и
И дождь поливает.
Когда это дети,
Такое бывает?
*********
Яблок краснобоких,
Полные корзины,
Убирают с поля
Урожай машины.
Сладко пахнут дыни,
Винограда гроздья.
Кто их нам приносит?
Ну конечно (осень).
*********
Листья падают с деревьев.
Снова птицы улетают.
Дождь опять в окно стучится.
И когда это бывает?
*********
Стал холодным ветер.
Лес все листья сбросил.
Солнце светит редко.
Часто дождь идет.
Птичек говорливых,
Снова клин уносит.
Проводили лето,
И встречаем? Осень.
*********
На полях одни лишь кочки.
Стали желтыми листочки.
Урожай стоит в корзинах,
Винограда, яблок, дыни.
Солнце светит еле-еле.
Злые ветры одолели.
Дождь колючий льет все чаще.
Перебрались звери в чащу.
Время движется к зиме.
Это (осень) на дворе.
*********
Опадают листья.
Улетают птицы.
Кто же это в гости,
Снов к нам стучится?
*********
Ветер холодный листья трепает.
Голыми стали поля.
Птиц говорливых клин улетает,
Снова в чужие края.
Дождик идет моросящий все чаще.
Солнце уже не слепит.
Лето прошло и теперь снова в гости,
Что за пора к нам спешит?
*********
Шуршит под ногами листва.
Что за пора к нам пришла?
*********
Солнце светит, но не греет.
Листья падают под ноги.
Запасайтесь сапогами,
Это (осень) на пороге.
*********
Листья облетают, птицы улетают.
Холод наступает, когда это бывает?
*********
Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но все же не греет.
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее.
Что за пора к нам пришла?
*********
Трава пожухла, листья пожелтели.
Уже четвертый дождик на неделе.
Дни все короче, птицы улетают.
Что за пора такая наступает?
*********
Золотом покрылось все, словно в чудной сказке.
Кто принес нам вот такие, золотые краски?
*********
В темной грязной луже,
Листик желтый кружит.
Тучек хоровод,
По небу идет.
Ветер дует гулко.
Коротки прогулки.
Что за время года,
Коль плоха погода?
*********
Листья, листья под ногами
Словно золотой ковер.
Кто же это постарался
Расстелить его пришел?
*********
Золото, золото, золото,
Сколько вокруг не смотри.
Листьев холодное золото,
Золото редкой травы.
Солнце раскрасило листики,
И собралось на покой.
Балует желтыми листьями,
Время, какою порой?
*********
После лета она идет.
Много золота несет.
*********
После зноя лета, после сенокоса,
Ждем все вместе в гости, золотую (осень).
*********
Что за пора к нам приходит, с собой непогоду приводит.
Снимает с деревьев листву, бросает ее по двору.
*********
Под ногами, под ногами
Желтых листиков ковер.
Что за чудная хозяйка
Нам сплела такой узор?
*********
Угадай-ка, что за время.
На деревьях желтый лист.
Снова клином улетают,
Стаи перелетных птиц.
*********
Листья по двору летают,
Под ногами шелестят.
Птицы снова к теплым странам,
Клином весело летят.
Угадай, что за пора,
Снова к нам гостить пришла?
*********
Наведет порядок быстро
Золотом украсит листья.
Землю вымоет дождем.
Так, кого мы в гости ждем?
*********
Покрасит листья на деревьях,
Отправит к югу клинья птиц.
Закончит сборы урожая.
Что за хозяйка удалая?
*********
Собираем урожай, весело в корзины.
Наливные, золотые яблоки и дыни.
Скажем мы спасибо все, этой золотой поре.
Угадай-ка ты скорей, кто стучится у дверей?
*********
После зноя – холода с желтым листопадом.
Ветер листья рассыпает, а мы только рады.
Кто веселый, озорной к нам стучится в гости.
Дарит спелых ягод нам и орехов горсти.
*********
Листья, листья золотые,
осыпаются дождем.
Улетают снова птицы.
Мы – хозяйку (осень) ждем.
*********
Вянет трава, желтеет листва.
Холод наступает.
Когда это бывает?
*********
Кто приходит с желтой краской,
Листья красит все подряд.
Без иголки и без нитки,
Шьет им праздничный наряд.
*********
Большой красивой кистью, раскрасила все листья.
Им сделала узор и бросила на пол.
*********
Красками желтыми, красными.
Ярко деревья покрасила.
И только елки зеленеют.
Над ними власти не имеет.
*********
Что за волшебница пришла,
Одела в золото леса?
*********
Пришла – и листья все опали.
Потом и холода настали.
*********
Лес разделся, это в гости
К нам пришла хозяйка?
*********
Желтых листиков не счесть,
Зелены лишь елки.
Яблоки домой несет,
Ежик на иголках.
Белка спрятала в дупло,
Маленький орешек.
Ищет нору серый волк,
А медведь – валежник.
Небо хмуриться сильней,
Портиться погода.
Угадай-ка ты скорей,
Что за время года?
*********
Не светит солнце ярко,
Сплошная непогода.
Ветра дуют сильнее.
Какое время года?
*********
Красит без краски, красит без кисти.
Золотом красит зеленые листья.
*********
Что за веселая хозяйка, красит золотом лужайку?
*********
Золотые водопады листьев сыплются под ноги,
День становиться короче, дождик моет все дороги.
Стало слякотно и сыро, солнце спряталось за тучу.
Улетает к теплым странам, птичек перелетных ключик.
*********
Правит хозяйка твердой рукою,
Лес – желтым красит, дождем – землю моет.
*********
Ветер, хмуро листья носит.
Это наступила – (осень).
*********
День становиться короче,
Холоднее стали ночи.
Ветер листья зло срывает,
А когда это бывает?
*********
Кто пришел и быстро,
перекрасил листья?
*********
Падают желуди, падают листья,
И на каштане плоды.
Воздух становиться свежим и чистым.
Стали прохладны пруды.
Гуси собрались в огромные стаи,
К югу сегодня летят.
Ну, а березы вместе с дубами,
Меряют желтый наряд.
Смотрит береза на желтые косы,
Стала хозяйкою ранняя (осень).
*********
Что за пора прекрасная несет подарки разные?
Для умницы березы – золотые косы.
Шиповнику, рябине – для ягодок корзины.
Клену — сюртук новый. Огненный, багровый.
*********
Деревья она любит, всегда их приголубит.
Оденет в платья новые – желтые, багровые.
*********
Кто без кисти и без краски,
Листья золотом покрасил?
*********
Она пришла, и лес затих, снимает зелени наряд.
Теперь все листья, как один, красивым золотом горят.
*********
Падают листья под ноги.
Какая пора на пороге?
*********
Она хозяйка щедрая, всем радость принесет.
Закружит листьев праздничных, веселый хоровод.
Детишкам дарит яблоки и спелый виноград.
Деревьям — золотистый, изысканный наряд.
Загадки про осень для детей
Распределяя детские загадки по темам, взрослые облегчают детям отгадывание, помогают закрепить представления о том, что входит в тему. Так, в дошкольных учреждениях широко используется тематическое обучение детей, когда весь период осени разделяется на отдельные месяцы, а затем для каждой недели устанавливается тема, актуальная в данный период: грибы и ягоды, овощи, фрукты, перелетные птицы и т.д. При этом загадки про осень логично вписываются в структуру игр, занятий, развлечений. Ими может начинаться занятие, или с помощью конкурса загадок определяется ребенок, знающий про осень и ее явления больше всех.
Осенью проводится много праздников, которые могут стать логичным завершением изучения какой-либо темы: праздник урожая, капустник (после сбора и засолки капусты), хлебный праздник (помол муки нового урожая, угощение выпечкой), день рябинки или первого снега. Дети не просто смотрят развлечение с участием персонажей, но и участвуют в конкурсах: отгадывают загадки про осень, соревнуются в ловкости, называют приметы. Загадки про осень для детей подбираются для праздников и занятий в соответствие с возрастом детей.
Для детей младшего дошкольного возраста (до 4-х лет) используются описательные загадки про осень, в которых уже указаны несколько признаков внешнего вида реального предмета. Например, загадывая загадку про морковку, педагог дает ее описание: «длинная, гладкая, оранжевая, сладкая», а далее называет ее функциональное назначение, о котором дети могут знать: «зайчики едят и нам велят». Загадки про осень для детей данного возраста загадывают обычно в конце занятия, как результат запоминания признаков той же морковки, которую малыши уже подержали в руках, попробовали на вкус, научились лепить из пластилина или подарили зайчику, который «приходил» к ним на занятие. Подходят для этого возраста и загадки про осень с рифмующейся отгадкой, когда ответ напрашивается в контексте рифмы: «В земле засела крепко. Что же это? … Репка!».
Загадки об осени
Для детей среднего возраста (до 5 лет) рифмованные загадки об осени тоже часто используются, но в их содержании зашифрованы более сложные явления: «Что, скажите наугад. Ну, конечно, … листопад». В этом возрасте дети уже могут выделять различные качества предмета или явления, поэтому для них детские загадки про осень могут быть боле сложные в виде метафоры, и ответ найдется на основе проведения сравнения или использования образного мышления. Например, арбуз может сравниваться с мячом, а горошек – с маленькими колобками. Благодаря внешнему сходству дети легко отгадывают загадку. Некоторые загадки дети стараются запомнить: это загадки-вопросы, на основе которых формируются убеждения детей: «Что самое ценное на столе? – Хлеб».
Старшие дошкольники (с 5 до 7 лет) имеют уже более широкие представления об окружающем мире, поэтому загадки про осень могут иметь несколько отгадок одновременно: «Без крыльев летит» — отгадкой может быть ветер, осенний лист, туча. Детские загадки об осени могут вообще не опираться на реальные признаки предмета, а только на их образ.
Загадки об осени можно отгадывать хором и индивидуально, на занятии и при проведении развлечений. Если ребенок сам начинает сочинять и загадывать загадки – это свидетельство развития его мышления и памяти, умения обобщать, сравнивать и создавать новый образ.
Добавить комментарий